Раковский Катехизис.

Изложение вероучения христиан-унитариан XVI-XVII вв.

 

"Раковский катехизис", безусловно, является одним из выдающихся памятников духовной и культурной истории Европы, да и всего мира. При этом, он практически до сих пор неизвестен российской читающей и интересующейся публике, за исключением, может быть, очень узкого круга профессионалов-историков.

Значимость "Раковского катехизиса" заключается, прежде всего, в том, что он является, пожалуй, единственным сводом, систематически излагающим учение христиан-унитариан - течения, отрицающего божественность Христа, веру в св. Троицу, и исповедующего строгий монотеизм, веру в Единого и Единственного Бога-Отца. То, что в силу ряда исторических причин в христианстве доминировала и продолжает доминировать тринитарная традиция, является одним из объяснений того, что монотеистическая, унитарианская компонента в мировом христианстве оказалась вне фокуса внимания в прошлом, и, в определенной мере, такое положение вещей сохраняется и в настоящем.

А между тем строго монотеистическое начало отнюдь не прекратило свое существование в христианстве с осуждением Ария или преследованиями некоторых средневековых "ересей". Унитарианские идеи обрели новый стимул для развития во время европейской реформации XVI-XVII веков. Более того, именно в этот период произошло оформление христианско-унитарианских идей в более-менее стройную систему, что позволило сформировать фундамент для дальнейшего распространения унитарианских идей по миру, прежде всего англо-саксонского Просвещения. Влияние унитарианства на идеи британского и американского Просвещения XVIII-XIX веков нельзя недооценивать. Оно сохраняется до сегодняшнего дня, и именно в США, Великобритании и в целом в англоязычном мире и сегодня существуют и действуют довольно значительные христианско-унитарианские общины и церкви.

Но колыбелью современного христианского унитаризма следует назвать все же Польшу (Речь Посполитую) середины XVI века. Здесь, благодаря политике религиозной толерантности тогдашних властей, нашли убежища гонимые во многих странах Европы протестанты, в том числе и кальвинисты. Кальвинизм также пустил корни и на польской земле. Именно в его рамках в 60-х гг. XVI века сформировалась т.н. "малая церковь" ( Ecclesia Minor), последователи которой проповедовали возврат к строгому Единобожию, порывая с учением о св. Троице и божественности Иисуса Христа, то, с чем не решились порывать даже самые радикальные течения европейской христианской Реформации. Развитию унитарианства в Польше способствовало также и то, что, во-первых, его последователями была прежде всего интеллигенция, или, скажем так, просто мыслящие люди своего времени, а также то, что именно здесь произошло своеобразное слияние идей религиозного христианского унитарианства и ренессансного гуманизма, который воплощал своей персоной прибывший из Италии интеллектуал Фаус Социн (Соццини). Поэтому христианское унитарианство сформировалось и развивалось в дальнейшем не только как религиозное исповедание, но и как философская система, в которой наличествуют даже элементы утопического социализма. Это и равенство всех, отрицание принуждения со стороны государства, пацифизм, толерантное отношение к другим религиям, необходимость религиозного равноправия и свободы - все эти идеи, которые являются фудаментальными для современного общества, были сформулированы в Польше рубежа XVI-XVII веков.

Именно здесь, в южнопольском городке Ракуве (Rakow) унитарианами, именовавшими себя также "польскими братьями", а своими противниками – "арианами", что в тогдашнем традиционном христианском обиходе имело строго негативный оттенок, создали академию, где в духе реформаторского вольномыслия проводилось обучение, велись богословские исследования и диспуты, причем на достаточно высоком образовательном уровне, издавалась литература. Недаром Ракув тех лет называли "польскими Афинами". И главным научным проектом Раковской академии стал "катехизис" - систематическое изложение христианско-унитарианской веры и своего рода учебное пособие для молодежи и потенциальных неофитов.

"Катехизис" является плодом коллективного творчества. В его создании принимали участие такие деятели унитарианского крыла польской реформации, как Валентин Смальций, Иероним Мошкоровский, Иоганн Фолькель и другие. Очевидно, значительная часть текста принадлежит интеллектуальному лидеру польских братьев Фаусту Социну. "Христологические" разделы катехизиса по смыслу и содержанию фактически совпадают с учением об Иисусе, изложенном Социном в своих лекциях. Сам Фауст Социн не увидел катехизис изданным - он скончался в 1604 году, за год до того, как этот труд увидел свет. По имеющимся данным можно предположить, что работа шла следующим бразом: предварительный вариант катехизиса был опубликован в 1574 году, однако позднее, в первые годы XVII века, по просьбе польских унитарианских общин, текст был подвергнут правке и серьезному редактированию, которое осуществили Петер Статорий младший и Фауст Социн. Кончина последнего в 1604 не позволила завершить начатую работу, которую закончили другие в 1605 году.

Вскоре после публикации (1605) "Раковский катехизис" "выстрелил" на всю Европу - появились его переводы на европейские языки. Перевод на немецкий язык осуществил в 1608 году один из авторов этого труда Валентин Смальций. Появившийся вскоре перевод на нидерландский был отвергнут польскими общинами, и верифицированный вариант этого перевода появился лишь в Амстердаме в 1666 году в собрании "Библиотека польских братьев" уже после изгнания их из Речи Посполитой по решению сейма 1658 года. В 1609 году там же в Ракове вышла версия "Катехизиса" на тогдашнем европейском лингва-франко. Его полное название звучало так: "Катехизис Церквей, что в Королевстве Польском и Великом княжестве литовском и других провинциях, Короне принадлежащих, исповедуют, что нет иного Бога, кроме Отца Господа нашего Иисуса Христа, единого Бога Израиля, и признающих, что Человек Иисус Христос, рожденный Девой, является рожденным Сыном Божьим, и не было никого подобного до него, или наряду с ним". Это издание сопровождалось посвящением английскому королю Иакову I и предназначалось для распространения прежде всего в Англии. Однако книгу ждала незавидная участь - король, к этому времени начавший активную борьбу с радикально-пресвитерианским крылом реформатов внутри страны, повелел собрать все эти катехизисы да и сжечь. В 1651 году уже в Лондоне вышла перепечатка этого издания, которая вызвала неодобрение теперь уже английского парламента и также была сожжена в 1652 году. Но в том же году в Амстердаме вышел английский перевод катехизиса, который нельзя назвать полностью аутентичным, поскольку переводчик ввел в текст ряд дополнений, отражающих его собственные суждения, и которых не было в оригинальном польском издании катехизиса. Предполагается, что автором перевода был Джон Биддл, один из пионеров унитарианства в Англии. Однако это лишь гипотеза.

Наконец, последний английский перевод, использующийся в настоящее время за пределами Польши, был сделан в 1818 году англичанином Томасом Рисом, с латинского издания 1680 года, авторизованного "польскими братьями". Полное название этой версии гласит: "Катехизис Церквей Польши, исповедующих, согласно Священному Писанию, Единого Бога-Отца, его единственного рожденного сына Иисуса Христа и Святого Духа. Впервые опубликован в 1609 году и с тех пор, по настоянию ряда церквей, исправлен и дополнен более, чем наполовину, а текст отредактирован и усовершенствован авторитетными членами общин".

"Катехизис" общим объемом около 400 страниц имеет 8 разделов. Краткое изложение содержания этих разделов приводится ниже.

В первом разделе "О Священном Писании" говорится, что Библия является аутентичным Словом Божьим, данным человечеству для того, чтобы открыть ему волю Божию.

Библейские истории, поучения и чудеса являются истинными и правдивыми.

Правильного понимания Библии достаточно для того, чтобы понять все, что Бог хочет от людей.

Многие традиции, добавленные к библейскому учению людьми, особенно Римо-Католической Церковью, разрушительно действуют на подлинную христианскую веру.

Истины, необходимые для спасения, достаточно ясно поданы в Библии, и все могут понять их, особенно если с молитвой ищут истину.

Во втором разделе "О пути спасения" утверждается, что один только Бог бессмертен. Человек не наследует божественного бессмертия, но изначально был сотворен смертным. Наедине с самим собой, без Бога человек обречен на вечную погибель. Однако все же человек был сотворен с намерением в конце концов сделать его бессмертным. Однако такое потенциальное бессмертие является даром Божьим для тех избранных им людей, которые своей глубокой верой в Бога и Иисуса Христа воспитали в себе подлинную святость характера и поведения.

Третий раздел называется "Знание Бога". В нем говорится, что Бог есть единая, самосущная личность, обладающая совершенной мудростью и всемогуществом. Единый Бог является Отцом Господа нашего Иисуса Христа. Иисус не тождественен Богу Единому, но является человеком - Сыном Божьим. Иисус в Писании именуется Богом, но во вторичном смысле этого понятия, неоднократно используемом в Писании и означающем того, кому Бог-Отец передал часть своей власти для того, чтобы такой избранный человек мог служить Богу на земле и на небе. Святой Дух не является отдельной личностью, но лишь проявлением силы и могущества Бога.

Четвертый раздел посвящен "Познанию Христа". "Катехизис" утверждает, что в своей земной жизни Иисус был смертным человеком, но, вследствие его воскресения Богом из мертвых, ныне Иисус - бессмертный человек. Хотя тут же делается оговорка, что, несмотря на то, что Иисус принадлежал к роду Авраама и Давида, он человек необычный. Иисус также единственный рожденный Сын Божий, зачатый от Святого Духа и рожденный девой, без участия мужа. Иисус не предсуществовал до своего рождения, будучи лишь своего рода планом, замыслом Божьим, который в деталях раскрывался в пророчествах, в письменном и устном Слове Божием. Этот план осуществился, обрел плоть с рождением Иисуса чудесным образом от Марии-девы, с помощью Святого Духа. Иисус не имел изначально божественной природы или сущности, Он истинный человек, обладающий человеческой природой. Божественность Иисуса является приобретенной, вторичной в силу того, что он обладал божественными чертами характера, а также потому, что с целью исполнения данного Ему Богом предназначения Иисус получил от Бога элементы божественной силы и могущества. И с момента воскресенья Христу всеми воздается поклонение во имя Бога Единого, Отца Иисуса Христа. Доктрина Троицы считается современным воплощением духа Антихриста.

Пятый раздел объясняет понимание "польскими братьями" пророческого служения Христа. Своим служением, словом и примером в делах Христос открыл людям волю Божию. Эта воля ясно изложена в заповедях Моисеевых, а также в словах Иисуса, углубляющих и исполняющих Декалог. Имеется прямая связь между "Десятью заповедями" и "Нагорной проповедью". В то же время, утверждается в "Катехизисе", в "Нагорной проповеди" есть ряд моментов, которые нельзя толковать буквально и возводить в абсолют. Например, в определенных случаях возможна клятва. Клятва допускается, например, в случае свидетельствования в суде против несправедливостей, если только у свидетельствующего нет намерения отомстить. Для христиан также возможна и государственная служба, но с условием, если при исполнении служебных обязанностей не будут преступаться заповеди Христовы. Поощряется молитва и поклонение Христу, и те, кто не практикует такого поклонения, не могут считаться истинными христианами. Соблюдение субботнего дня отвергается, как отмененное Христом. Для христиан не должно быть разницы между днями. Но хотя обрядовое соблюдение субботы не обязательно для христиан, для них сохраняется принцип посвящения одной седьмой части календарно-временного цикла их жизни поклонению и молитвам. Воскресенье не является днем, заменяющим субботу в ритуальном отношении. Это просто свободный от работы день, которым христианин может воспользоваться по своему усмотрению.

Брак с неверующими запрещен. Запрещены также развод и второй брак, за исключением случаев, если один из супругов уличен в прелюбодеянии. Крещению предшествует сознательное исповедание веры, и потому оно совершается лишь над взрослыми людьми. Крещаемый исповедует Христа как своего единственного наставника, символически умирает для греха и возрождаетсяк новой жизни, дает обет вести святую жизнь, получает отпущение грехов.

Воспоминание о последней вечере Иисуса является заповедью, которую необходимо соблюдать. Оно является действом, в воспоминание любви Христовой. Учение Католической Церкви о пресуществлении хлеба и вина отвергается. Практикуется также ритуальное омовение ног.

Вечная жизнь, обещанная Иисусом воскрешенным святым и благочестивым верующим, означает бессмертие - "существование, наполненное радостью и божественной благодатью на небесах с Богом, Господом Иисусом и сонмом ангелов и святых".

Cвятой Дух, по учению "польских братьев", не является отдельной личностью, но суть проявление Божией силы, благодать, энергия, исходящая от Бога. С помощью Св. Духа Бог выполняет свою работу и посвящает верных в свои дела.

Обетование Св. Духа существовало для всех верующих во все времена. Существует определенное различие между "постоянными невидимыми дарами Св. Духа" и "видимыми временными дарами Св. Духа". Постоянный дар Св. Духа не обязательно приведет к вере в Благую весть, но дается людям для подтверждения прежних божиих обетований, расширения понимания ими божественных истин, дает им предвкушение счастья в будущей жизни, выводит их на путь служения Богу. А чудесные дары Св. Духа, данные в подтверждение истины Благой вести, носят временный характер.

Смерть Христова не является "заместительным" актом. Господь умер во имя грешников, но не во искупление их грехов. Такие понятия, как искупление, спасение, милостивая жертва должны быть разведены с любой идеей или концепцией, подразумевающей некую плату или штраф за совершенные грехи.

Спасительная вера в Бога и Христа - это не только выражение в словесной форме понятий и молитв, определенных христианской доктриной. В значительно большей степени вера - это доверие Богу и учению Иисуса Христа, что приводит к святости характера человеческой личности и сердечному и свободному подчинению человека его воле.

Христиане-унитариане отвергают учение о первородном грехе, испорченной человеческой природе и абсолютном предопределении. Все люди обладают свободной волей, позволяющей им различать доброе и злое, и потому ответственны сами за свои возможные грехи. Те из них, кто постоянно пребывает во Святом Духе, научаются подчиняться воле Божией, и им даются для этого силы и возможности.

Шестой раздел "Раковского катехизиса" посвящен священническому служению Иисуса Христа. В своем священническом служении Иисус Христос пролил свою кровь за наши грехи (но не искупил их - В.Е.). Снова воскреснув для жизни, он находится в присутствии Бога и ходатайствует за нас. Своим ходатайством он избавляет нас от вины и наказания за наши грехи, избавляет от дальнейшего рабства во грехе и осуществляет водительство своей Церковью в ее делах по распространению религии.

Седьмой раздел объясняет, что, по учению унитариан, понимается под царственным служением Христа. Своим царственным служением Христос правит с небес нашим миром, будучи наделенным властью на земле и на Небесах владычествовать, защищать и давать вечное спасение всем верующим в Него.

Христос не воскресил из мертвых самого себя. Он воистину умер и посему не мог совершить что-либо своими силами для самого себя. Христос был воскрешен Богом в том же самом теле, в котором был распят. Бог чудесным образом преобразил тело Христово в нетленное, преисполненное славы, могущества и духовности. Иисус взошел на Небеса, проторив туда путь праведным верующим, которые последуют за ним туда же после воскресения. С Небес Иисус правит не только людьми, но и хорошими и плохими ангелами. Грешники же будут также воскрешены, осуждены и подвергнуты вечной каре. "Польские братья" отвергают бессмертие души и верят то, что душа будет воскрешена вместе с телом.

Последний, восьмой раздел посвящен устройству церкви. Видимая церковь состоит лишь из тех общин, которые исповедуют подлинную и незамутненную христианскую веру. Управление церковью осуществляется апостолами, пророками, евангелистами (во времена Христа), наставниками, пасторами (епископами), старейшинами и диаконами (в наши дни).

Церковь невидимая объединяет всех, искренней верой исповедующих Христа и покорных ему всем сердцем и свидетельствующих о том всей своей благочестивой жизнью.

Ниже предлагается перевод на русский язык двух небольших фрагментов "Раковского катехизиса", отражающих наиболее значимые моменты в вероучении христиан-унитариан. Перевод сделан с польского издания, необходимая корректировка проведена по английскому переводу 1818 года. Данный перевод не является академически выверенным, его задача - дать первое и наиболее общее представление российскому читателю в медиа-формате о вероучении христиан-унитариан, которое, несмотря на все исторические перипетии, живет и в наши дни.

Форма изложения в катехизисе - диалог наставника и ученика.

Ученик: Я уже много узнал о Св. Писании. Скажи, учитель, ты раньше говорил, что тот путь, что ведет к бессмертию, Богом открыт, и поэтому человек, как существо, ничего общего с бессмертием не имеющее, сам своею силой узнать этой дороги не мог.

А почему у человека нет ничего общего с бессмертием?

Потому что с самого начала был он из праха земного сотворен, и по этой причине был смертным создан, а также из-за нарушения заповедей Божьих и по повелению Божию обречен был на смерть неизбежную во веки вечные.

А как же это согласуется с некоторыми местами в св. Писании, где написано, что человек создан по образу и подобию Божию, сотворен бессмертным, а смерть через грех в мир вошла?

Что касается тех мест, где написано, что человек сотворен по образу Божию, так должно тебе понимать, что это не означает бессмертия (можно заметить, что даже уже тогда, когда человек стал смертным, Писание также называет его образом Божьим (Бытие 9,6: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека, ибо человек создан по образу Божию. Также Мак. 3,9: Им (языком) благословляем Бога и Отца и им проклинаем человека, созданного по подобию Божию), но означает власть и господство человека на земле над всем творением, как о том написано в Бытии 1:26 ( И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествут они над рыбами морскими и над птицами небесными и над зверями и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

А о других подобных местах что можешь сказать, учитель?

Часто подобные места приводятся из книг, называемых апокрифами, и поэтому они не могут служить полноценным свидетельством. Кроме того, люди простые и необразованные часто толкуют их как то, что Бог сотворил человека бессмертным. Однако, место это надлежит толковать в свете значения оригинального греческого слова, означающего "неиспорченность, непорочность". И означает это не только природу человека, но также и условия, когда он находится в состоянии покоя, свободным от различных несчастий и остается в таком состоянии до конца дней, ему  предназначенных. То, что понимать все сие надо именно так, следует из дальнейших слов , где говорится, что смерть вошла в мир через Сатану и "вставшие на сторону дьявола смертьобрящут".

Раздел Второй: О сущности Божией

Прежде всего, скажи мне, в чем заключается знание Бога?

В познании тех вещей, которые относятся к Его сущности, и в познании воли Его.

Что же относится к Его сущности?

Это истины разного рода. С одной стороны, это такие, которые необходимы для достижения спасения, а с другой, те, которые в самом деле спасения помощь оказывают либо полезны весьма.

Какие же из них относятся к истинам необходимым?

Это исповедание веры в то, что Бог существует, он Один. Он Един. Он Вечен и являет Собой совершенную справедливость, совершенную мудрость, и Он абсолютно всемогущ.

Что означает знать, что Бог существует?

Знать либо всей силой своею верить, что Он Самосущный, и имеет полное верховенство над нами.

Что такое верховенство Бога над нами?

Это возможность и право Бога решать за нас и для нас по Его разумению, особенно в тех вопросах, в которых силой человеческого разума или какой-либо иной ничего совершить нельзя. Он вправе карать и миловать нас даже по самым потаенным мыслям нашим, сокрытым в глубинах души и сердца.

Что означает, что это верховенство Божие вытекает из самого Бога?

Да просто потому, что нет другого Бога.

И значит, только Он носитель этого верховенства?

Не все так просто. Только он имеет это верховенство, которое происходит из Него Самого. Однако, ничто не мешает тому, чтобы верховенство Свое он не мог кому-нибудь передать, ибо никто, кроме Него, не обретает верховенства из Себя самого. Хотя в Писании и говорится, что только Он Всесильный и Господь. ( 1 Тимофею 6,15).

Почему же Писание именно это подчеркивает?

Потому что если кто-то и обладает частично таким верховенством, причем не только в Божеском, но и в человеческом смысле, то такое верховенство суть дар Его.

А что означает, что Бог вечен?

Это значит, что нет у него начала, нет и конца.

Что означает знать, что Бог являет собой совершенную справедливость?

В том, что предназначение Его - хранить, блюсти закон и справедливость

Что означает, что Бог - совершеннейшая мудрость?

Это значит, что Он не только знает все обо всем, но и о каждой твари в отдельности, причем настолько, что никто и ничто не может сокрыть от Него ничего.

А что означает знать, что Бог - суть совершенное могущество?

Это значит, что Он может делать все, что пожелает.

Почему все это необходимо знать для обретения спасения?

Потому что без знания этих истин мы не можем придерживаться пути спасения.

Расскажи мне об этих истинах подробнее по порядку.

Что касается первой истины, то кому же неясно, что для спасения веровать необходимо в то, что Бог есть, ибо если бы не веровали мы в то, что Бог есть, то не веровали бы также и в то, что путь спасения нам от Него указан, ибо свидетельствует Дух Святой (Ев. 11,6): "А без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает".

А как подтвердишь вторую истину?

Если бы мы не верили, что Бог - только Один, Единственный, то запутались бы в противоречивых размышлениях собственного разума о том, кто же тогда показал нам путь спасительный? Вот по этой причине Господь Бог очень часто напоминает нам, что Бог Один. Это сказано в Пятикнижии Моисеевом, у св. Марка и Матфея повторено:
"Слушай, Израиль, Иегова Бог твой Единый есть, Бог Един есть". Также и у Моисея: "Смотрите, Я один, и не будет у тебя иного Бога, кроме меня". Об этом также: 1 Кор 8,6; 1 Тим 2,5; Эфесянам 4,6; Гал.3,20-26.

А как подтвердишь третью истину?

Если бы не верили, что Бог вечен, то тогда не могли бы ожидать от него вечной жизни, к которой нас этот путь приведет.

А теперь расскажи о четвертой истине.

Верить в то, что Бог есть совершеннейшая справедливость. Отсюда следует и нужда наша в пути спасительном, чтобы мы верить могли всем сердцем в то, что все, что Он нам, недостойным, обещал, все исполнено будет, и что Он по обетованию Своему многие вещи и дела учинит. А еще для того также, чтобы уверены были мы, что во всех тех искушениях, что нас на пути спасения ожидают, мы не думали, что это Бог несправедливость к нам допускает.

Расскажи об истине, что Бог совершенной мудростью является.

Вера в эту истину необходима для того, чтобы люди ни в чем сомнения не имели. Ведь даже сердце наше, которое нам самим порой понять трудно, Богу понятно и видно даже в самых потаенных его уголках. И видно Ему, из каких сердец изливается самое искреннее послушание Ему.

И, напоследок, о шестой истине расскажи мне.

В истине, гласящей, что Бог всемогущ, никто сомневаться не может. Ибо, как можно всей силой души верить в то,что Бог, как изначальный творец всего сущего, может дать нам жизнь вечную, если в то не веруем, что мощь Его безгранична и может Он творить все, что пожелает? Так же, разве хотел бы любой из тех, кто несет огромные тяготы на путях служения Богу, нести их, ежели не верил бы в то, что все, все вещи в руках Божьих и ничего без Его воли происходить не может и нет ничего ни на небе, ни на земле, что могло бы остановить Бога в исполнении того, что Он обещал, и чего мы от него ждем.

А теперь расскажи мне об истинах полезных и желательных, относящихся к сущности Божией.

Их несколько, но наипервейшая из них , касающаяся сущности Божией, заключается в том, что Он есть Одна, единая личность.

Объясни мне это.

Сущность Божия есть одна отдельная личность, ибо множества личностей в ней быть не может. Ведь личность есть ни что иное, как сущность разумная и неделимая.

И кто же эта единая, божественная личность?

Это Бог Единый, Отец Господа нашего Иисуса Христа.

А чем это можешь подтвердить?

Ясными свидетельствами Священного Писания, где Иисус говорит (Ин 17,3), а также послания Павла апостола к Коринфянам (1 Кор 8,6 и Эфес. 4,6).

Однако в христианстве простые верующие часто понимают это так, что не только Отец, но также Отец, Сын и Дух Святой являются отдельными личностями в единой Божественной сущности. Однако такое мнение сложилось у них потому, что неправильно понимают слова Святого Писания.

Что же приводят они в доказательство своих взглядов?

Главные их доводы в том заключаются, что в Писании Священном не только Отец, но также и Сын и дух Святой именуются Богами, но поскольку одновременно Писание твердо стоит на том, что Бог Един, то отсюда вывод получается, что эти трое одновременно также и Бог Единый.

Как же разрешить это противоречие?

Давай, я попробую объяснить сначала понятие Сын, а потом - Дух Святой.

И что же можешь сказать о Сыне?

Слово "Бог" употребляется в Священном Писании в двояком смысле. В своем первом смысле это слово означает Того, который на небе и на земле и над всем и вся господствует, всем управляет, вершит все дела, никого превыше или раньше Себя не имеет и ни от кого не зависим. В другом смысле это слово означает того, кто имеет большую силу или власть, полученную от Всевышнего Единого Бога, либо каким-то иным способом в божественности связь имеет с Богом единым. Однако для того, чтобы подчеркнуть, что есть Единственный и Единый Всевышний Бог, в Писании он назван Богом Яхве. Вот почему Сын Божий и назван в некоторых местах Богом.

Как же докажешь мне, что именно в таком смысле Сын Божий назван Богом?

Со слов самого Сына Божия (Ин 10,35-36). Словами этими Христос ясно показывает, что имя "Бог" в Святом Писании дается также и тем, кто меньше и ниже, чем Бог Единый. Кроме того, он, может быть, в силу некоей важной причины назвал себя Сыном Божьим, а затем и Богом, чтобы показать, что Отцом был посвящен и в мир послан.

А что можешь сказать о Духе Святом?

Нигде в Писании святом Св. Дух определенно Богом не именуется, а если ему в некоторых местах и приписываются те черты, что для Бога характерны, то это еще не означает, что он является самим Богом либо некоей личностью в единой божественности. Есть и еще одна причина, о которой придет время и услышишь.

А какой же еще у христиан аргумент в пользу того, чтобы трех личностей соединять в единой божественности?

Это аргумент из тех мест в Писании, где упоминаются (одновременно) Отец, Сын и Св. Дух

Что это за места?

Первое - где Иисус наказывает обращать всех "во имя Отца, Сына и Духа Святого" (Мф. 28,19). Затем, где апостол так говорит (1 Кор 12,4-5). А третье у св. Иоанна, где говорится, что трое свидетельствуют на небе - Отец, Слово и Дух Святой, и те трое суть одно.

Как же понимать эти места?

В общем, могу сказать тебе, что они лишь только указывают на то, что существуют Отец, Сын и Св. Дух. И это мы не только признаем, но твердим постоянно, что без веры в сию истину нельзя быть христианином. Но здесь вовсе не утверждается, что Отец, Сын и Св. Дух - это три отдельных личности в единой божественной сущности. Из того, что существует и прослеживается некая связь в божественности между этими тремя , никоим образом не вытекает то, что будто бы три отдельных личности в единой божественности нам явлены.

Если говорить о первом месте, где встречается эта фраза, то, хотя здесь речь идет об Отце, Сыне и Духе Св. в деле их участия в крещении водою, не следует из этого, что Отец, Сын и Св. Дух - три отдельных личности в единой божественности. Ибо далеко не один раз мы встретим в Св. Писании места, когда в делах не менее божественно важных, чем водное крещение, в единении с Богом оказываются такие люди и вещи, которые никак к сущности божественной не принадлежат и обладать ей не могут. Об этом читаем в Книгах Царств: "И убоялся народ Яхве и Самуила". Во Исх (14,31) читаем: "И увидели Израильтяне руку великую, которую явил Господь над Египтянами, и убоялся народ Господа и поверил Господу и Моисею, рабу Его". Также о различных вещах, связанных с Богом в делах его, читаем в Деяниях апостольских (Деян 20,32) и в других местах, например, у св. Павла (Эфес 6-10). Однако люди это понимают так, что тот, во чье имя крестились они, Богом непременно быть должен. И в том большая их ошибка. Ибо читаем мы в Писаниях, что некоторые израильтяне были крещены во имя Моисеево, а некоторые ученики Иисуса - крещением Иоанновым. Хотя Моисей Богом не является, и крещение Иоанново человека Богом не делало. Многим кажется, что это разные вещи - креститься во имя кого-то, и в кого-то или что-то. Но это отнюдь не различные вещи, а особенность еврейского языка, помогающая избежать частых повторений. Так и в Писании в одних местах говорится, что люди крестились во имя Иисуса, а в других - что крещены были во Иисуса.

А на другое утверждение что ответишь?

Отвечу так, что, хотя дела Божии приписываются и Отцу, и Господу Иисусу, и Св. Духу, отсюда не проистекает то, что одна сущность должна у них быть, более того, напротив, слова эти показывают, что и Господь Иисус, и Дух Святой явным образом отличаются от Бога, являясь отдельными сущностями, и указывают, что выше Отца Господа Иисуса Христа никого быть не может. А то, что Господь Иисус и Св. Дух рядом с Богом упоминаются, так это сделано для того, чтобы показать, что Господь Иисус суть тот, через которого Бог дела свои вершит, а о Св. Духе говорится также и потому, что некоторые истины Свои довести до верных Бог может лишь с его помощью и никак иначе.

А еще на один аргумент есть ответ?

Cовершенно явно, что в древних греческих, сирийских и латинских рукописях Св. Писания слов этих ( о Св. Троице: Отце, Сыне и Св. Духе) не было, с чем и многие христиане согласны, и потому доказательством они быть не могут. Но даже, если бы эти слова и присутствовали в Писании изначально, это все не доказывало бы, что есть три личности в одной божественности. Ибо в этом месте говорится ничто иное, как свидетельство в подтверждение того, что Иисус суть Сын Божий. А ведь свидетельство такое не обязательно может быть дано через личностей. Это подтверждают, скажем, следующие слова из Послания Иоанна (5, 8): "Трое свидетельствуют на земле – огонь, вода и кровь, и сии три об одном".

Да, теперь я вижу, что только одна ипостась божественна. А теперь расскажи мне, почему знание сей истины необходимо для спасения.

Это очень легко уяснить, если поймешь, насколько взгляды противной нам стороны противоречат вере в единого Бога. Они лишь ослабляют веру, когда утверждают, что Бог Один и Един, а тут же в другом месте, что есть три отдельных личности и каждая из них суть Единый Бог. Во-вторых, отвлекает это от восславления Бога Единого, Отца Господа нашего Иисуса Христа, отвлекая и перенося поклонение наше на того, кто Богом не является. В-третьих, с пути спасения можно сбиться, если хорошо не уразуметь, кто является главным дарителем вечного спасения, и как Бог, с помощью Сына своего и Св. Духа, творит сии вещи. Для многих людей, пока еще не принявших исповедания христианского, возникает серьезная помеха и сомнение, когда они слышат вещи, противные Божественной Истине и здравому смыслу. Но понимаешь, что все это вещи пустопорожние, когда признаешь существование только одной Божественной личности.

Понимать сие надо так, что Адам из-за греха своего повелением Божиим смерти  вечной подвергнут был, а посему все люди, после него рожденные, такой же смерти подвергнуты. Это следует из приводимого апостолом сравнения Христа с Адамом, на том же месте, начиная со стиха 12 и до конца.

Я уже понял, что человек по рождению своему с бессмертием ничего общего не имеет. Расскажи мне и о том, что человек сам своими силами узнать путь к бессмертию не в состоянии.

Вот что показывает, что дорога эта превыше человеческого понимания. Вот как говорит об этом апостол: "Человек душевный не принимает того, что от Духа Божия" (1 Кор 2, 14), - имеется в виду то, что говорилось чуть выше. - Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на разум человека, что приготовил Бог любящим его. А нам Бог открыл это духом своим", - это и понимается, как и бессмертие само, и как путь к нему ведущий.

А где еще об этом Св. Писание говорит?

Послание к Римлянам 1,20: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривания творений видны, так что они безответны".

И как эта мысль здесь раскрывается?

А так, что  апостол ясно свидетельствует, что вещи, что Бог явил людям через Евангелие, суть те, что со времен сотворения мира существовали невидимыми, и потому люди самостоятельно разумением своим познать их не могли. Даже мир материальный, который апостол имеет в виду в этом месте, что возможности познать эти вещи невидимые через евангельские откровения могут быть познаны.

Но простые люди не так понимают эти слова?

Да, потому что читают в этом месте не так, как указал апостол. Ведь апостол имел в виду "от создания мира", а они читают при создании мира ( с созданием мира). Подобную привязку можно найти и в других местах, например у Матфея 1,20: "Отверзну в притчах уста мои, изреку сокровенное от создания мира, что видимым было".   

 автор   В.М. Емельянов

 


скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно
0

   Система Orphus

Добавить комментарий

Оставить комментарий